В помощь руководителю самодеятельного коллектива: Инновационные формы работы в культурно-досуговой деятельности (Часть 1). - Республиканский Дом народного творчества и кино

Представляем вам работу преподавателя режиссёрских дисциплин высшей категории Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж культуры и искусств» Татьяны Васильевны Бутенко.

Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что ещё может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. Разработка новых форм досуга и адаптация их к психофизическим особенностям и социально-культурным потребностям молодёжи является одной из основных задач культурно-досуговой деятельности на современном этапе. Основное назначение учреждений культуры - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, творческие возможности и др. Повсеместное внедрение новых технологий во всех сферах общественной жизни вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов её осуществления.

Слово «инновация» происходит от англ. innovation 'воплощение нового'. Под инновацией в США, откуда появилось это слово, понимали процесс, включающий этапы от рождения до функциональных исследовательских разработок, воплощение нового в практику работы конкретного учреждения. «Чтобы понимать что-нибудь, надо это сделать», — говорил Софокл. Также звучала такая мысль: «Прежде чем создавать новое, лучше прочитать, что об этом писали греки». Инновационные изменения, прежде всего, относят к экономической сфере развития общества, где в широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств - от технологий до управления. Однако экономической сферой нововведения не ограничиваются и в единстве всех общественных подсистем касаются самых разнообразных сторон жизни, в результате чего формируется новая модель развития. На основании этого говорят об инновациях не только как о новшествах - достижениях научно-технического, но и социального прогресса.

В рамках изучения досуговой деятельности под инновацией понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового времяпрепровождения.

Виды инновационных форм

Начиная придумывать какую-то новую массовую форму, надо помнить, что новое -это хорошо забытое старое. Поэтому основа мероприятия всегда состоит из ранее существовавших форм, но с использованием новых технологий, тенденций и т.д.

Форма культурно-досуговой деятельности - это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структуру, образуемую на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор её содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.

Под формами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приёмы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определённого содержания. Формы программы культурно-досуговой деятельности не существуют сами по себе. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, формирует форму. Форма - это способ существования содержания. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определённую форму. Время диктует новые формы и виды, так недавно мы к инновационным формам относили ассамблеи, банк социальных идей, марафоны, театрализованные аукционы и др. Сейчас разрабатывается и совершенствуется на основе компьютерных игр различный спектр массовых мероприятий.

Итак, какие же новые формы предлагаются в сфере культурно-досуговой деятельности. Повсеместно стали включаться в работу: следующие из них.

Бук-кроссинг (англ. Book-Crossing), раздача книг, или книговоро́т - хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флэшмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет — «освобождает» — её в общественном месте (парк, кафе, поезд, библиотека, станция метро) для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; предполагается, что тот, в свою очередь, повторит это действие.

Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг.

Флэшмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (согласно сценарию) и затем расходится.

Ролевые игры представляют собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Их участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий.

Парк развлечений (парк аттракционов, тематический парк) - собирательный термин, описывающий некоторое количество аттракционов и других видов развлечений, размещённых на одной территории. Парк развлечений отличается от обычных парков тем, что предназначен именно для развлечения людей, в основном взрослых, подростков и детей.

Квест - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек, в специально оборудованном для этого помещении. Участникам предлагается выполнить определённое задание, ограниченное по времени 60-90 минутами.

Encounter (рус. Энкаунтер - «случайная встреча», «первый опыт», «неожиданное столкновение») - международная сеть активных городских игр. Также это слово имеет значение «схватка» - именно так называется игра, благодаря идее которой и возник данный проект.

Перформанс - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.

Волонтёрский пикник, как правило, проводят в парках культуры и отдыха, лесопарках, на берегу озера или реки. Он может включать различные мастер-классы, конкурсы, например, конкурс авторской песни у костра и другое.

Ландшафтный фестиваль театральной, фольклорно-этнографической или этнофутуристической направленности. Его основной элемент – это спектакль, который проводится на открытом воздухе в районе природных памятников культуры. Кроме этого, в ходе фестиваля могут проводиться занятия по народным танцам, мастер-классы по актёрскому мастерству.

Фейерверочные представления. Их разделяют на высотные, наземные, музыкальные и дневные. Такие шоу способствуют созданию атмосферы настоящего праздника и вызывают целую палитру положительных эмоций.

Мобфест - всемирный ежегодный флэшмоб-фестиваль, проходящий в одном из крупных городов СНГ. Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание.

Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.

Презентация - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного с определёнными целями. Фестиваль экстремального спорта-мероприятие состоящее из соревнований представителей экстремальных видов спорта и выступления рок-групп, рэп-исполнителей, соревнования по брейк-дансу и в кульминации выступление хед-лайнера.

Светодиодное шоу - это ультрасовременный вид представления, который основан на использовании инновационных технологиях. Это перформанс, созданный на сочетании оптических иллюзий, игры света, музыки в сочетании с театральными и хореографических постановками.

Велокарнавал – это сплочение коллектива в ходе подготовки и реализации яркого, необычного зрелища. Командная работа и проектная деятельность в этой необычной программе сочетаются с инженерной и творческой мыслью. Азартное состязание, переживания участников и болельщиков делают эту программу отличным выбором в качестве основы для корпоративного праздника. Задача каждой команды – построить из предложенного реквизита необычное, красивое, потрясающее воображение средство передвижения с элементами велосипеда и преодолеть на нём определённую дистанцию за минимальное время.

Байк-шоу (другое название - байк-фест) – фестиваль байкеров. Как правило, подобные мероприятия проводятся ежегодно. Организаторами могут являться как байк-клубы (они же мотоклубы, MC или MCC), так и крупные производители мото - техники, как это делает компания Harley-Davidson. Обычная программа проведения байк-шоу — проезд колонной мотоциклов по городу (он называется «прохват»), выезд на место проведения («поляна»), выступление музыкальных групп и различные конкурсы. Также могут проводиться соревнования по различным видам мотоциклетного спорта, драг-рэйсинг (гонка на 402 метра), выступления стант-райдеров (каскадёрские трюки на мотоциклах), а также выставка кастомов (самодельных мотоциклов).

Лонг-фестиваль, который длится в течение недели, происходит в форме показа-смотра лучших достижений в разных сферах искусства, национальных культур, кулинарии и многие другие.

Структура и содержание инновационных форм

Рассмотрим специфику и содержание проведения некоторых инновационных форм.

Бук-кро́ссинг. Слежение за «путешествием» книги осуществляется через специальные сервисы в Интернете. Аналогия - орнитологическая практика окольцовывания птиц, позволяющая отследить их перемещение. Идею бук-кроссинга предложил специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер в марте 2001 года. Через полгода на его сайте было около 300 активных пользователей, которые «отпускали» книги и приводили новых участников. Член движения бук-кроссинга регистрируется на специальном сайте. Затем он регистрирует книги, которые готовится «отпустить», создавая таким образом свою «книжную полку». При записи каждая книга получает уникальный код книги (англ. BCID). Член движения «освобождает» книгу на сайте (то есть делает запись, где, когда будет «освобождена» книга), и «освобождает» её в действительности. Человек, нашедший такую книгу, войдя на сайт и введя код книги, попадает в журнал книги, делает там запись, о чём уведомляется член движения, отпустивший эту книгу. В настоящее время количество участников в мире превышает 1,5 млн человек, ими зарегистрировано более 13 млн книг. Центром движения является международный сайт www.bookcrossing.com, интерфейс которого переведён в настоящее время на 15 языков, в том числе и на русский (с осени 2014 г.). В разных странах мира есть свои национальные сайты бук-кроссинга, не имеющие связи с базой международного сайта. Официально «операция» стартовала в марте 2003 на Салоне книги в Париже, там было «рассеяно» 2000 книг. В основном они появились благодаря поддержке муниципалитета Флоренции, но и французские издательские круги проявили заинтересованность. Такие акции успешно проводятся во многих городах мира. Критическая масса (англ. Critical Mass) — это сбор большого количества велосипедистов, по традиции проводится в последнюю пятницу каждого месяца в более чем 300 городах по всему миру. Концепция движения

«Критическая масса», в которой может принять участие любой велосипедист. Для проведения заезда «Критической массы» заранее оглашается место и время сбора участников, в основном через социальные сети и маршрут следования. Для участия необходимо приехать к указанному месту на исправном велосипеде и быть готовым проехать в невысоком темпе 15-30 километров. Правила для участников «Критической массы», при езде на велосипеде сводятся к соблюдению правил дорожного движения.

Правила езды, которые должны знать участники движения:

  1. Ехать необходимо строго по ходу движения транспорта. Ехать по встречной полосе запрещено!
  2. Ехать как можно ближе к правому краю дороги или по обочинам дорог. Выезжать на середину дороги, даже если там нет машин — запрещено! 3.
  3. Тротуары — для пешеходов (в новых ПДД - есть термин "Вело-пешеходная дорожка" и разрешено двигаться на велосипеде по тротуарам, если не будет создано помех пешеходам). По тротуару можно идти и вести велосипед рядом (ехать можно только на сложных и опасных участках дороги);
  4. Красный свет для всех! Не только для автомобилей, но и для велосипедистов!
  5. Для поворота направо необходимо выставить в сторону правую руку и пропустить пешеходов;
  6. Поворот налево на дорогах, имеющих БОЛЕЕ ОДНОЙ полосы для движения в попутном направлении на велосипеде запрещён. Для этого манёвра необходимо «разбить» движение на две части и проехать на перекрёстке прямо, а потом развернуть велосипед и проехать ещё раз прямо;
  7. Перед объездом припаркованного автомобиля, необходимо заранее выставить левую руку в сторону, при этом соблюдая предельное расстояние в 0,6 м; 8.
  8. Постоянно следить за дорожными знаками и указателями и строго выполнять их требования. Основные лозунги которые используют участники движения при проведении велопробега:
«Мы не блокируем движение – мы и есть движение!»
«Мир за чистые города! Сделаем мир экологичнее!»
«Знаешь сам — расскажи друзьям!»
«Выхлопные газы — источники заразы!»
«Если любишь ты природу — не дыми в лицо народу!»
«Продавай свой драндулет — покупай велосипед!»
«Если крутишь ты педали — заболеешь ты едва ли!»
«Мы не помеха движению — мы его часть!