ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций - Республиканский Дом народного творчества и кино

В Донбассе, в городе Горловке, появляется новая форма приобщения трудящихся к музыкальному творчеству – народная консерватория. Горловка знаменита своим художественным музеем, в котором собрана большая коллекция картин Н. К. Рериха и музеем миниатюрной книги имени В. А. Разумова – единственным государственным в мире! Горловчане всегда заявляли о себе во весь голос и сразу же выходили в лидеры во всех начинаниях.

В Донбассе, в городе Горловке, появляется новая форма приобщения трудящихся к музыкальному творчеству – народная консерватория. Горловка знаменита своим художественным музеем, в котором собрана большая коллекция картин Н. К. Рериха и музеем миниатюрной книги имени В. А. Разумова – единственным государственным в мире! Горловчане всегда заявляли о себе во весь голос и сразу же выходили в лидеры во всех начинаниях.

Вот и в этот раз преподаватели детской музыкальной школы № 1 проявили замечательную инициативу, благодаря которой 17 октября 1961 года была открыта первая на Украине народная консерватория на общественных началах, где обучались молодые рабочие шахт и заводов, строители, служащие, люди самых различных профессий, которые с любовью и интересом осваивали музыкальные инструменты, овладевали основами музыкального искусства. Получив удостоверения, они несли музыкальную культуру в массы. Так, электрослесарь А. Рукавцев, горняк В. Комаров, заведующий детсадом В. Войнарская и многие другие после окончания народной консерватории стали руководителями музыкальных кружков в клубных и дошкольных учреждениях.

Этот опыт стал быстро распространяться по всему Донбассу. Областные комитеты профсоюзов рабочих угольной промышленности и работников культуры рекомендовали клубным учреждениям совместно с педагогами музыкальных училищ и школ создавать такие своеобразные учебные заведения.

Весть о Горловской народной консерватории разнеслась по всему Советскому Союзу.

«Дорогие друзья! – писал в те дни в Горловку народный артист СССР С. Лемешев. – Поздравляю вас с открытием первой народной консерватории на Украине! Безусловно, верю в большие успехи вашего вдохновенного труда. Народная консерватория – как прекрасно это звучит!».
Пожелали успехов горловчанам народный артист СССР Э. Гилельс и другие. Композитор К. Данкевич передал в фонд библиотеки свои произведения, а Киевская государственная консерватория имени П. И. Чайковского взяла шефство над коллективом Горловской народной консерватории.

 

Еще одно новшество «шестидесятых» – на предприятиях при дворцах культуры проводится работа по созданию хоровых обществ.

«Больше тысячи человек пришло в ДК имени Ленина (г. Краматорск) на конференцию хорового общества УССР. Председатель оргкомитета И. Руденко, сообщил, что хоровое общество города Краматорска включает 20 низовых коллективов, в которых насчитывается 1500 членов», – сообщалось на страницах газеты «Краматорская правда» за 2 декабря 1961 года.

В шестидесятые продолжала укрепляться материально-техническая база дворцов культуры, росла творческая активность трудящихся производственных коллективов.

Убедителен в этом отношении пример Дворца культуры и техники имени Ленина Старокраматорского машиностроительного завода.

Здание заводского дворца (архитектор А. И. Дмитриев), который вводили в строй поэтапно, состояло из двух частей: театрального и клубного корпусов. Театральный корпус был секторной формы, благоприятствовавшей требованиям акустики и удобного расположения зрителей... Сообщение об открытии одной из его частей относится к 6 ноября 1930 года.
ДК им. Ленина в те годы среди приземистых поселковых хат, выглядел величественно. Зрительный зал на 790 мест, просторное фойе для танцев, десятки комнат для студийных занятий, спортивный зал, паркетные полы, хрустальные люстры, бархат, зеркала – сюда приходили как на экскурсию, чтобы полюбоваться непривычной роскошью. ДК стал центром культурной жизни города Краматорска. В те годы на его сцене шли пьесы А. Островского, М. Горького.
В 1943 году при отступлении немцы взорвали здание дворца культуры. Полностью восстановить его удалось только в 1946 году. Началось строительство в 1944 году харьковским отделением Горстройпроекта (главный инженер Цвик; главный архитектор Новицкий; автор проекта Русинов; старший инженер Шапильский; проектировщик Бельман); северное здание и лекционную часть восстанавливали в 1945–1946 на месте разрушенного ДК им. Орджоникидзе, построенного в 1928–1930 (архитекторы Л., А. и В. А. Веснины, А. И. Дмитриев, И. И. Леонидов). Реконструирован ДК в 1954 году. До 2000 года он назывался ДК им. Ленина, а сейчас – Городской дом культуры им. Леонида Быкова.
В балетном классе, музыкальных, танцевальных, технических, спортивных кружках и секциях дворца выросло несколько поколений краматорчан. Он дал путёвку в большое искусство нашим землякам Леониду Быкову, Леониду Пархоменко, Майе Булгаковой. На сцене дворца впервые «прорезался» голос мальчика из краматорской школы № 6, которому суждено было стать в будущем мэтром эстрады – Иосифом Кобзоном.
Сцена ДК имени Ленина помнит Клавдию Шульженко, Павла Кадочникова, Николая Крючкова, оркестр Леонида Утесова, симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева, оперные театры Донецка, Харькова, Сибирский ансамбль песни и пляски.

Много добрых дел на счету этого культурного центра, особенно в части развития художественной самодеятельности. В шестидесятые каждый пятый трудящийся Старокраматорского завода увлекался творчеством. Трем самодеятельным коллективам Дворца культуры были присвоены почетные звания. Решающим условием в этом явилась повседневная заинтересованность в ней общественных организаций и администрации.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №1
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №2
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №3
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №4
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №5
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №6
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №7
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №8
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №9
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №10
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №11
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №12
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №13
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №14
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №15
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №16
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №17
1 из 17
 
 

Не менее интересным примером может служить и деятельность ДК имени Карла Маркса в Мариуполе, который стал подлинным центром культурно-массовой работы в Ильичевском районе города.

Дворец является старейшим очагом культуры металлургов Донбасса, а его здание – практически ровесник комбината. Оно было построено в 1897 году. Кроме того, именно в стенах дворца зарождались культурная и творческая жизнь ильичевцев.
Одно из первых документальных упоминаний о клубе можно встретить в источнике 1912 г. «Описание завода Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества». Уставной, или «директорский» (так его негласно называли), клуб изначально предназначался для проведения различных мероприятий, зачастую увеселительных, для руководящего состава и служащих завода.
Клубные помещения в то время были обставлены дорогой мебелью, здесь размещались бильярдная, хорошая библиотека. Другими словами, все было подчинено изысканным вкусам иностранных специалистов. Вход рабочим в стены клуба был категорически запрещен. После революционных событий 1917 г. бывший уставной клуб стал клубом рабочих объединённых государственных заводов «А» и «Б». Позже, первому рабочему клубу в Мариуполе было присвоено имя Карла Маркса. Он стал центром творческой деятельности заводчан.
В годы войны здание дворца было сожжено и разрушено. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков начались восстановительные работы. 30 декабря 1946 г. здание Дворца было восстановлено по новому проекту архитектора Плескова О. К.
В 80-е годы, после открытия ДК Металлургов ПАО «ММК имени Ильича», основные коллективы художественной самодеятельности переехали в новое здание. Однако ДК им. Карла Маркса продолжил свою работу. В здании ДК продолжают работать библиотека профкома и музей истории комбината. С 1991 года основную часть здания занимают творческие коллективы Дома детского творчества Ильичевского района.
А творческий коллектив Дворца Металлургов смело идёт на поиск и воплощение новых решений в достижении яркости и эмоционального воздействия сценических форм и находок на зрителей. У Дворца Металлургов надёжный тыл – предприятие, имя которому – ПАО «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича».

Каждый день в шестидесятые здесь проводились интересные мероприятия. В их подготовке принимали участие все активисты дворца. Большой популярностью пользовался университет культуры. Серьезные задачи решали творческие коллективы. Каждый из них пересматривал репертуар, пополняя его новыми патриотическими произведениями. С декабря 1961 года во Дворце начала работать школа по подготовке общественных руководителей хоровых и музыкальных коллективов.

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №18
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №19
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №20
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №21
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №22
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №23
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №24
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №25
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №26
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №27
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №28
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №29
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №30
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №31
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №32
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №33
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КЛУБНОГО ДЕЛА И САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: Шестидесятые – время радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций, изображение №34
1 из 17