В каждом месяце есть свой, если можно так сказать, основной праздник: в январе это Рождество, Новый год и Крещение, а вот февраль может похвалиться только одним годичным праздником – Сретеньем, которое выпадает на 15 число – середину месяца.
Сретение – это встреча.
Праздник Сретения Господня – великий двунадесятый праздник, древнейший праздник христианской церкви.
Сретение – это встреча последних праведников Ветхого Завета Симеона и Анны с Носителем Нового Завета.
В основе праздника – рассказ евангелиста Луки о встрече (Сретении) праведного старца Симеона с младенцем Иисусом, которого Мария принесла на сороковой день в Иерусалимский храм для представления Богу.
Симеону было откровение свыше, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. При встрече Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрёк пророчество о спасителе мира:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
В храме была и восьмидесятичетырёхлетняя вдовица Анна Пророчица; она также, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце Иисусе) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

В народе Сретение считается праздником встречи зимы с весною (летом)
Иногда говорят, что это единственный день в году, когда зима с летом встречается. По этому поводу существует и пословица: «В феврале солнце на лето, а зима на мороз».
В этот день зима с весной борются – кто из них победит, тот и будет хозяйничать до конца месяца.
В народе в древности этот праздник особо почитался. Селяне старались не работать, следили за погодой, о чём говорит множество примет:
- Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
- Снег метёт через дорогу – будет поздняя весна, а коли не метёт, то ранняя.
- Если на Сретенье петух напьётся воды – наберётся пахарь беды.
- Если в Сустретьев день тихо и красно, то летом будут хорошие льны.
- На Сретенье утром снег – урожай ранних хлебов, если в полдень – средних, к вечеру – поздних.
- Покров не лето, а Сретенье не зима.
- На Сретеньев день снежок – весною дожжок.
Зима борется с летом (весной)

В народном представлении Зима – старуха в заплатанном полушубке, изношенных лаптях и дырявом платке, поточенном мышами, через дырки которого торчат седые космы волос. За плечами Зимы болтается смятая полупустая торба, а в руках выщербленный горшок со льдом.
В таком образе будто бы Зима выходит навстречу Лету (в некоторых вариантах – Весне) – симпатичной девушке, в новой расшитой цветным узором рубашке и зелёной понёве. В руках у неё серп и пучок колосьев. Перед тем как начать борьбу, между ними происходит диалог:
– Бог в помощь тебе, Зима! – обращается Лето.
– Дай Бог здоровья! – отвечает Зима.
– Видишь, Зима, – укоряет Лето, – что я накопило и наработало, ты, говорят, всё съела и выпила!

После такой прелюдии, как утверждает известное предание, между ними начинается борьба, которая продолжается весь день (по народному календарю Зима с Летом встречаются ещё и на Анну, т.е. 22 декабря, но основная борьба выпадает всё-таки на февраль).
Народная пословица гласит: Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от этого только потеет.
Обряд освящения свечей
В некоторых регионах праздник Сретения имел другие названия: Зимабор и Громницы. По поводу первого всё понятно, ведь зима отстаивает свои права (борется за них), а вот второе связано с обрядом освящения свечей. В это день в храмах проводится торжественная служба, после которой светят воду и свечи.

В старину каждый хозяин должен был обязательно подготовить свою «громничную» свечку и принести её в храм для освящения. После возвращения со службы Божьей он зажигал свечу – «чтобы весенний паводок не повредил посевам и мороз деревья не побил». Эту обрядовую свечу устанавливали в святом углу. Летом во время грозы селяне зажигали «громничную» как оберег от беды, чтоб молния не попала в жилище.

По давним христианским обрядам, свечу давали в руки умирающему, когда читали отходную молитву. По мнению верующих, это облегчало его предсмертные страдания и очищало человека от греховных поступков. «Страстными» свечами обкуривали тех, кто постоянно пугался, а также от детского испуга.
Свечи на Сретенье делали по особой технологии, придерживаясь определённых ритуалов. Они имели свою форму и размеры, особо популярны в отдельных регионах были «Троицы», вычурные изделия из трёх свечей, расписанные и украшенные.
Обряд освещения воды
В этот день также святили воду.
Сретенская вода имела такое же значение, как иорданская. Когда шли в храм, с собой для воды брали новую посуду, наполняли её свячёной водой и потом хранили весь год.
Сохранились сведения и о такой традиции, связанной со сретенской водой. До рассвета кто-то из семьи шёл к роднику (кринице), чтоб набрать родниковой воды. Когда возвращался, ему навстречу должен был выйти кто-то из домашних с ковшиком. Эта вода считалась целебной: ею натирали больные места на теле, давали пить от болезней, вызванных «дурным глазом» т.е. от сглаза. Водой также кропили скот, когда весной выгоняли на пастбище, а пасечники кропили ульи и пчёл, чтоб их не заели вредные насекомые, не нападал «гнилец».
Другие традиции
На Сретенье садовники примечали: если сильный ветер – ожидать плодородие фруктовых деревьев. Поэтому, пришедши от заутрени, они трясли деревья руками, чтобы летом быть с плодами.
Были и другие традиции. В Сусретьев день хозяева начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом весной – и летом будешь с яйцом».
В этот день хозяева гадали на будущий урожай, выставляя на ночь тарелку с зерном на порог. Потом смотрели – если утром зерно покрыто росой, значит, урожай будет хороший, если росы нет – плохой.
По погоде на Сретенье судили об урожае трав, для чего бросали поперёк дороги палку и наблюдали: если снег заметёт её, то и корм для скота «подметёт», т.е. травы будут дороги.