Вербное воскресенье. Традиции у восточных славян - Республиканский Дом народного творчества и кино

К последнему перед Пасхой воскресенью – вербному – был приурочен обычай освящения вербы, которой приписывались магические действия. Освящённую вербу хранили, ставили в передний угол, в божицу, или за неё.

Вербное воскресенье. Традиции у восточных славян, изображение №1
 

Освятив вербу в церкви, несли её в дом, где ударяли ею всех домочадцев, чаще детей. Делали это «для здоровья», чтобы «здоровьицо у них прибавляло». В Харьковской губернии зажигали веточку вербы и окуривали ею от лихородки, в Херсонской губернии вербу клали в воду, в которой купали больного ребёнка. Об этом же говорилось и в приговорках, которыми сопровождались символические удары: «Верба красна, бей до слез, будь здоров», «Как вербочка растёт, так и ты расти». В Белоруссии вербой ударяли и больных людей, приговаривая: «Не я бью, верба бье. Хира у лес, а здаровуя у кости». Такие приговоры встречались у всех восточных славян.

Вербное воскресенье. Традиции у восточных славян, изображение №2
 

В некоторых местах вербой ударяли и животных, иногда давали вербу съесть. Чтобы сохранить скот, предохранить его от болезней, содействовать его размножению, вербу втыкали в хлевах около двери или крышу.

Вербе приписывали и способность повышать урожайность. С этой целью в некоторых местах после выгона скота её втыкали в четырёх углах нивы или разламывали ветки и разбрасывали по полям.

У украинцев широко бытовало поверье, что в хату, в которой есть верба, не может попасть молния.

В Пензенской губернии существовал своеобразный обряд празднования Вербного воскресенья. Здесь его начинали праздновать за три-четыре дня. Девушки делились на группы, начинали собирать продукты, из которых в субботу готовили рыбный «курник» и кашу, пекли гречневые блины. Молодёжь веселились, потом угощались. В полночь шли по селу от дома к дому и пели:

Ах, наша деревня,
Чистый городок деревня,
Половина Москвы
Стоит на полуюре,
На которой роща…

Около ворот каждого дома кричали: «Отопри, отопри молодая. Вербошкой бить, здоровьем больше прежнего наделить».

Молодая отпирала ворота, и толпа входила во двор с песней:

Был бы урожай хлеба,
Скота умноженья

В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Вербохлёст, бей до слез». Последней били молодую, а она кланялась и провожала за ворота молодёжь, которая пела:

Не нашего околотка девки толстопряхи,
А нашего – тонкопряхи…

После обхода возвращались в дом, где было приготовлено угощение.