Чистый четверг - Республиканский Дом народного творчества и кино

По количеству и разнообразию обычаев из всех дней поста выделяют четверг на последней страстной неделе, называвшийся Чистым или Великим.

В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Христа со своими учениками, на которой было установлено таинство Евхаристии – причащение тела и крови Господней. По церковной традиции, Великий четверг – день общего причастия. Он является одним из самых важных дней в народном календаре и сосредотачивает вокруг себя большое число примет и магических действий.

Обычаи и традиции дня

Очистительные обряды. Самым распространённым и, вероятно, исконным обычаем было очищение водой – умывание, обливание, иногда купание. Этот обычай отмечался у русских почти повсеместно как наиболее характерный для страстного четверга.

Чистый четверг, изображение №1
 

В этот день тщательным образом всё моют и убирают в домах. На Руси после уборки избу украшали к празднику: развешивали красивые занавески и полотенца, расстилали чистые половики, кое-где в горницах посыпали пол белым песком. Обязательно купались в бане. Делали это до восхода солнца. Существовало поверье, что перед этим днём и ворон своих воронят купает. В старину молодёжь в полночь, после первых петухов, отправлялась на речку, чтобы зачерпнуть воды, «покуда ворон не обмакнул крыла», и умыться.

Чистый четверг, изображение №2
 

Многие обряды Чистого четверга были связаны с желанием очистить свой дом, двор и огород не только от грязи, но и от нечистой силы, затаившейся в углах, а также защититься от болезней и других неприятностей. С этой целью собирали можжевельник и окуривали им внутренние помещения, бочки из-под квашеной капусты и огурцов, огород и даже вымя козам и коровам. Иногда через горящий можжевельник прогоняли скотину и перепрыгивали сами. Такие обряды считали очень действенными против болезней и происков нечистой силы. А ещё можжевельником стегали скотину, чтобы не лягалась.

Чистый четверг, изображение №3
 

В некоторых селениях в Чистый четверг умывались «с серебра», т.е. лили на руки воду, подставив под струю или опустив в сосуд серебряную монету или любую серебряную вещицу. Говорили, кто умоется первым, у того и лицо будет белее. Иногда воду для четвергового умывания брали из колодца или речки, но делали это обязательно до рассвета.

В этот день было принято ходить на реку и, невзирая ни на какую погоду, окунаться в её воды. Такое купание должно было принести силу и здоровье.

В Великий четверг обязательно занимались приготовлением «четверговой» соли: обычную крупную соль заворачивали в ткань и перепекали в печи. Иногда добавляли квасную гущу, отчего соль становилась темно-бурого цвета.

Крестьяне объясняли, что «четверговая» соль очищена от скверны, т.е. от прикосновения руки предателя-Иуды, поэтому она обладает чудесными целебными свойствами. Эту соль хранили в течение года и использовали в лечении болезней людей и скота: щепотку соли растворяли в воде и слабым раствором промывали загноившиеся раны, воспалённые глаза, струпья на теле и пр. Зашитая в мешочек «четверговая» соль служила своеобразным оберегом, который брали с собой в дорогу от сглаза. Также верили, что такой оберег спасёт от гнева начальника и от несправедливого суда.

Чистый четверг, изображение №4
 

Много обычаев связано с домашним скотом. Обряды и заговоры были направлены на то, чтобы скотина была сытой, здоровой и её нельзя было сглазить, чтобы корова держалась стада и дома, чтобы куры не разрывали грядок, чтобы уберечь скотину от хищный зверей. Заботясь о курах, в курятник выносили четверговую золу. Проводили разные ритуалы, чтобы защитить домашнюю птицу от хищников. Например, в конце XIX века в Вятской губернии хозяйка дома до восхода солнца нагая выбегала со старым горшком на огород и сажала его на кол. Горшок оставляли опрокинутым на колу на протяжении всего лета. Верили, что он защитит кур от хищной птицы.

Значительную часть обрядов Чистого четверга проводили на плодородие земли и плодовитость скотины. Так, например, в огород бросали большое полено, приговаривая: «Как полено велико, так чтобы и картошка велика была». В Западной Сибири в Чистый четверг хозяин отправлялся в лес, вырубал в пне небольшое углубление и собирал туда муравьёв, говоря при этом:

Как муравьи плодятся, так бы у меня, раба Божьего (имя), плодились овечки беленькие, чёрненькие и пегенькие. Ключ и замок словам моим. Аминь.
Чистый четверг, изображение №5
 

Нередко в этот день проводили ритуал стрижки годовалого ребёнка. Считали, что стричь малыша до года – грех. Верили, что благодаря такому ритуалу волосы будут хорошо расти. Девушки и женщины, мечтающие о густой шевелюре, тоже в этот день подстригали кончики волос. А ещё, чтобы коса хорошо росла, утром в Великий четверг ходили под яблоню волосы чесать.

В некоторых областях исполнялся очень древний обряд – очерчивание магического круга. Чтобы уберечься от нечисти и оградить себя, семью от несчастья, с заговорами обходили или объезжали дом и двор с предметами, которым приписывалась чудодейственная сила.

Следует отметить ещё один интересный обычай – кормить мороз киселём, – цель которого была предохранить всходы от мороза. Хозяйки в этот день варили кисель, выносили его в миске на улице и кричали: «Мороз, мороз, не морозь наш овёс, киселя поешь, нас потешь» или «Мороз, мороз, иди кисель есть! Не бей наш овёс и нашу рожь, а бей быльник и крапивник».

Чистый четверг, изображение №6
 

В этот день начинали подготовку к Пасхе: пекли куличи, красили яйца. Яйца красили первоначально естественными красителями: берёзовыми листьями, чабрецом, шелухой от лука и т.д.

Чистый четверг, изображение №7
 

Чистый четверг собрал в себе множество обрядов разного характера и разновременных по происхождению, некоторые из них исполнялись только на узкоограниченной территории, но в большинстве – это обряды очистительного и предупредительного характера, многие из которых сохранились и по сей день.