Семейные обряды и традиции: Часть 16. Обряды после свадьбы - Республиканский Дом народного творчества и кино

(По материалам книги «Свадьба кубанских казаков» С. Заградской)

Утро молодых в доме жениха

Традиционно в понедельник молодая жена старалась встать как можно раньше, чтоб ей никто не мешал убрать комнату до прихода гостей. Она должна была застелить постель своим покрывалом, выложить свои подушки, прикрепить ковёр у кровати, на окна повесить свои занавески, у двери – полотенце, на пол перед кроватью постелить свою дорожку. Все это она делала для того, чтобы родители жениха могла оценить её приданое.

Завтрак молодых

Интересна и традиция, когда утром в доме жениха собираются выборные со стороны жениха и невесты – свашки, старшая дружка с одной-двумя родственницами невесты, которые приносят завёрнутый в рушник завтрак молодым, приготовленный руками матери невесты – жареную курицу с изюмом, пирог с курагой и рисом, крынку узвара и горшочек мёда.

В руках у свашек кувшин с водой и рушничок: молодым дают вначале умыться, затем жених с невестой утираются одним рушником, каждый со своей стороны, под приговоры дружки: «Чтобы век вам утираться одним рушником!»

Пока молодые завтракают (как велит обычай, обязательно сидя на кровати и с рук родственниц), свашки снимают с гильца красные ленты, одной из них перевязывают большую шишку-покра́су (символ девичьей чести), другую разрезают на 10–12 частей, которыми потом свашка будет «красить поезд».

Таким образом, ненавязчиво в игровой форме оформляются атрибуты «чести» невесты. Как показывает наблюдения, в традиционной свадьбе разгулявшихся гостей сложно удержать от обыгрывания столь щепетильного момента, поэтому такое решение направляет действия в приличествующее случаю скромное русло.

«Умывание» родителей

После завтрака свашки одевают невесту, затем говорят: «А теперь, невестушка» иди, неси отцу-матери (свекру-свекрови) умыться». Невестка достаёт приготовленный заранее рушник, берет из рук свашки кувшин с водой, и все идут в комнату родителей «умывать» их. Рушник, которым утираются мать и отец, невеста затем вешает здесь же в комнате (раньше его вешали на икону в красный угол), свашка прикалывает «застёжки»-бантики из красной ленточки с пучками калины отцу и матери, калиной же густо наряжают гильце, вновь устанавливают его посредине праздничного стола. Собираются гости… Свашки начинают «красить поезд», который к обеду должен отправиться в дом родителей невесты. Старших дружка и дружку перевязывают красной лентой, остальным поезжанам прикалывают красные «застёжки» или пучки калины.

Встреча у ворот дома невесты

У ворот дома невесты свадебный поезд встречают родители и родственники с дывнем в руках. Молодые кланяются им в пояс, свашка жениха от имени его родителей благодарит «за честь» невесты и вручает им перевязанную красной лентой шишку-покра́су. При этом старший дружко говорит: «Кланяются вам со свахою, здоровьем, хлебом-солью и покра́сою». После этого начинают «красить» родителей и родственников невесты, прикалывая им красные ленточки или пучки калины, те в ответ просят «любезных сваточков пожаловать отведать их сыр-каравая».

Красная калина – эмблема чести невесты, и если кто-нибудь вдруг потеряет веточку или у кого её сорвут, виновника, «покушающегося на честь», тут же наказывают: оседлают его, сажают ему на спину мальчишку, и тот ездит до тех пор, пока виновник не откупится или кто-нибудь не сжалится над ним и не приколет ему новый пучок.

Одаривание тёщи

Когда все усядутся за стол, жених торжественно дарит тёще туфли (раньше обязательно дарили калоши или сапожки). Она «воротит нос»: «Таких поганых не хочу, у меня дочка гарна, а туфли скверные». Тогда дружко опять предлагает подарок, и опять тёща его бракует. И так до трёх раз, когда подарок принят, дружко говорит: «А ну свату, потанцуйте со свахой, чи гарно будете танцевать в новом подарке за свою дочку. Родители невесты танцуют».

Могли быть и другие действия во время этого эпизода – в туфлях или сапожках оказывались конфеты и мелкие монеты, орешки, которые мешали тёще обуться, она их вытряхивала, и детвора, пришедшая посмотреть свадьбу, с радостью их собирала, а ещё с тёщей мог танцевать жених, т.к. это он её обувал.

Одаривание молодых

После угощения поезжан староста объявляет ещё об одной обязательной церемонии свадебного пира – разрезании каравая, за которым следует одаривание молодых. Обычай этот символизирует и выражает собой исконную форму коллективной материальной поддержки и помощи новобрачным.

На середину комнаты или двора выводят молодых и ставят их на вывороченную мехом вверх шубу (кожух). В руках у них большое блюдо, накрытое платком, с разрезанным караваем и воткнутыми в него с трёх сторон свечами, которые зажигаются старостой. За стол усаживается «писарь» со свитком и гусиным пером, который составляет опись даров, вручает затем её молодым.

На каравайный обед гости усаживаются парами, чтобы удобно было дарить: чета, которую называют, встаёт, её угощают, дают слово для поздравления.

Церемония одаривания молодых – это ещё одна своеобразная форма представления и чествования не только молодых, но и приглашённых, поэтому тот, кто её проводит (это мог быть один из родственников или староста), каждого называет по имени-отчеству, указывая, в каком он состоит родстве с молодыми, и т.д. Вначале называются отец и мать невесты: «Кланяются вам, молодой и молодая, со здоровьем, хлебом-солью и подарком».

Тестю принято было дарить рубаху или отрез на брюки, а тёще – шаль. Далее староста, обращаясь к родителям невесты, говорит: «Дорогие мать и отец, теперь вы сыр-каравай принимайте, наших молодых одаряйте!». Те обращаются к молодым с такими словами: «Примите, дети, мир-благословение наше. Как говорили в старину, совести своей и добрых людей держитесь – это ваша опора в жизни. Живите дружно, в любви и согласии, так, чтобы люди уважали. Ты, дочка, будь умница: трудолюбивой и терпеливой, почитай новых своих родителей, слушайся мужа. Ты, сын наш, люби свою жену, будь с нею счастлив!» Одаривают молодых.

Подарки могли быть разные. На Кубани, например, очень любили дарить молодым всякую живность: «зелёных» (которые недавно родились) телят, козлят – «на вырост», «для ласки».

Шуточное одаривание

Могут быть и шуточные подарки молодым: свекровь может подарить невестке кочергу – традиционный знак почитания священного семейного очага. Или подарить мешок сахара ли банку мёда с поварёшкой – на медовый месяц. К каждому подарку (было прежде, сохраняется и сейчас) прилагается немного монет с присказками: «На шило, на мыло, чтоб жена мужу была всегда мила», «Гроши медны, чтоб не были бедны, а серебро, чтоб всю жизнь было добро» и т.д.

Приговорки могли быть такого рода: «Дарую тебе, молодой, коня, что по полю гоня, как поймаешь, так твой будет»; «Дарую тебе уздечку на того коня, что по полю гоня» и т.д.

Завершение одаривания

Когда раздадут каравай, нижнюю его часть, подошву, спод, отдают музыкантам, которые разламывают её и съедают, тем завершая церемонию одаривания молодых. В это время главная стряпуха выносит небольшой горшочек с кашей и две деревянные ложки, перевязанные лентой: молодым предстоит на глазах у всех «расхлебать» первую в жизни совместную кашу.

К этому дню для поезжан стряпухи готовят специальный напиток – варенуху, густо приправленную перцем: кто её пригубит, поморщится и обязательно скажет: «Та чи вы сюда перцю наколотили?», «А эта, кажись, с полынью, требуется немедленно подсластить!» При этих словах молодые целуются.

Повивание молодой

Перед началом обряда одна из свашек спрашивает: «Не пора ли раздарить дывень да повить молодую?». «Давно пора, – отвечает ей старший дружко, – подать сюда маршалок!» Это означает: настало время невесте снять свадебный убор, надеть платье и покрыть волосы бабьей шлычкой (или платком). В этой церемонии участвуют две-три девушки, которые раздевают невесту, и две молодые замужние женщины, которые затем одевают её. Когда маршалка снимает венок, молодая «сопротивляется», когда начинают повивать (т.е. покрывать ей голову шлычкой или платком), она до тех раз сбрасывает шлычку, потом всё же «покоряется». Но вот она одета, её покрывают платком и выводят к молодому, который снимает платок с её лица, целует. Дружко спешит тут же отметить: «А молодая-то наша ещё краше стала!». Девушки с песней «Сплела себе Галочка веночек» выносят на рушнике дывень, который молодая разламывает и раздаёт по нарядной веточке своим подругам, «чтоб заводились женихи».

Сплела соби Галочка веночек,
Сплела соби Галочка веночек.
Покотыла в вишневый садочек.
Як котыла, вона говорила,
Як котыла, вона говорила,
Дивуванье подружкам дарила:
«Вы, подружки, гуляйте, гуляете,
Тильке ж мини не гуляеться».

По завершении этого обряда, дружко объявляет о том, что невеста притомилась, да они в гостях засиделись, а дома уж давно заждались…

Молодые возвращаются в дом жениха.