В помощь руководителю самодеятельного театрального коллектива: Творческая атмосфера - Республиканский Дом народного творчества и кино

«Труд театра! – писал Вл. И. Немирович-Данченко. – Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий всё закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актёра над ролью; а что это значит? Это значит – над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...»

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде – это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешёптывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдёт по линии наигрыша.

Весь сложный творческий процесс создания актёром образа – это не только репетиция с руководителем и товарищами. Актёр, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всём протяжении работы над пьесой.

В помощь руководителю самодеятельного театрального коллектива: Творческая атмосфера, изображение №1
 

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии, – «быть беременным ролью». Актёр, как мать вынашивает ребёнка, вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстаётся с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответы на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поёшь её без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актёром – он обязан быть одержим ею. И тогда неожиданно для самого себя он начинает видеть новые черты характера, для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

Творческая атмосфера – это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель – создать её может только коллектив. Разрушить же её, к сожалению, может любой человек.

В помощь руководителю самодеятельного театрального коллектива: Творческая атмосфера, изображение №2
 

Уметь угадать зерно верного или зачатки ложного в работе актёров, вовремя направить, объединить общей задачей поиски каждого отдельного исполнителя – в этом и во многом другом заключаются функции режиссёра.

Но самый великолепный режиссёр становится бессильным, если он не встречает активного желания всех участников работать творчески. А работать творчески означает не только быть дисциплинированным, внимательным и серьёзным, а и то, что сам исполнитель должен работать активно как на репетиции, так и дома.

В помощь руководителю самодеятельного театрального коллектива: Творческая атмосфера, изображение №3
 

Вопрос самостоятельной работы при этюдном методе репетиции имеет исключительно большое значение.

Как бы ни был талантлив режиссёр, но есть область, в которой его помощь бессильна. Режиссёр не может увидеть за актёра, не может подумать или почувствовать за него. Он может раскрыть актёру сверхзадачу, предлагаемые обстоятельства, быть верным зеркалом, отражающим малейшую фальшь, возникающую в исполнении у актёра, но жить в образе, быть, видеть, слушать и слышать может только сам актёр.

И как только актёр на сцене перестаёт жить непосредственной оценкой происходящего, как только живые видения, живое общение, истинное физическое самочувствие подменяются даже самым великолепным изображением подсказа режиссёра, так со сцены сразу веет скукой. Без живых, подлинных, горячих мыслей и чувств актёра все на сцене становится мёртвым.

Подход к тексту роли путём этюдов, в которых исполнитель должен нафантазировать те обстоятельства, те видения, те мысли, о которых он в дальнейшем будет говорить словами авторского текста, активизирует самостоятельную работу исполнителя.

В помощь руководителю самодеятельного театрального коллектива: Творческая атмосфера, изображение №4
 

Исполнитель неминуемо становится перед задачей подготовительной самостоятельной работы. Он должен будет накапливать видения для того, чтобы иметь право в этюде рассказать о них своими словами; он постепенно увлечётся более сложными задачами овладения внутренним и внешним миром жизни своего героя и проникнется тем, что самостоятельная работа над ролью состоит не только в том, чтобы выучить роль наизусть.

Когда думаешь, почему система Станиславского, которая беспрерывно развивалась, углублялась, стала мощным орудием театрального искусства социалистической эпохи, то находишь ответ: потому что основной мыслью Станиславского в течение всей его жизни была мысль – для того чтобы создавать подлинную жизнь на сцене, нужно творить по законам жизни.

Идти к раскрытию идейного решения образа, создать «живого человека» на сцене, используя замечательный опыт лучших мастеров нашего театра, относиться к своему делу с той ответственностью, которая только и может привести к положительным результатам,– вот наша общая задача.

По М. О. Кнебель «О действенном анализе Пьесы и роли».