28 августа – Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки - Республиканский Дом народного творчества и кино

Успение – это конец земной жизни Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и переселение Её в жизнь небесную, вечно блаженную.

 По важности этот христианский праздник относится к великим двунадесятым православным церковным праздникам. Особенностью двунадесятых праздников являются дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Предпразднство, как можно понять из названия предшествует празднику, подготавливая верующих к его достойной встрече. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства. Попраздства продолжают праздник. Последний день попразднства называется днём отдания праздника и отличается большой торжественностью богослужения.

28 августа – Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки, изображение №1
 

С Успения начинается Успенский пост.

В Успение начинается молодое бабье лето (до 11 сентября). В народе говорили: «Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается».

В православном народном календаре Успенский пост называется спожинками. Оканчивается уборка и посев хлеба.

Успение – окончание жатвы, складчины, братское пиво.

Акулина, тётушка,
Тяжела работушка.
Всё покосы, нивушка,
Болит моя спинушка.
Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала –
Надломила спинушку.
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Девушки вы, девушки,
Молоденькие жнеюшки,
Дожинайте в поле рожь,

Придёт к вам скоро молодёжь.

Закончив жатву, женщины приговаривали: «Кто пахал – тому силку, а кто сеял – тому две, а кто жал – тому все!».

Обычаи, обряды

По завершении работ жнеи катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

28 августа – Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки, изображение №2
 

Друг друга поздравляли с окончанием жатвы:

Ох, и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.

По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой – «завивали бороду» – и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!».

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поли,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земли чернопахатной,
И землицы на пахотной.

Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек, наполняйся!

Оставляя несколько несжатых колосьев, жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ей на выращивание урожая. Чтобы усилить это действие, «бороду» украшали лентой, свивали в венок, пригибали его к земле и слегка прикапывали; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!», «Батюшка Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!».

Егорий, приходи,
Коня приводи,
И наших коней корми,
И овечку корми,
И коровку корми!

Нивка, нивка,
Отдай мою силку!
Ну я тебя жала.
И силку потеряла!
Жнивка, Жнивка,
Отдай мою силку
На яровинку,
На овёс, на гречиху,
На конопельки!
Чтоб мне постараться,
Конопелек набраться!

Обычаи. Последний сноп

Последний сноп жали молча. Девушки жали молча сноп-молчанушку: если заговорят – жених будет слепой.

Последний сноп связывался специально сделанным свиточком, хозяйка присаживалась на сноп и приговаривала: «Ржица-матушка. народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп ставили на тябло – полку под иконы, затем из яиц делали специальную яичницу-пожинальницу.

Складчины, братчины

Последний сжатый сноп – «именинник», он пользуется особым почётом: его наряжают в сарафан или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами», или «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги.

Жнеи передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетённый из колосьев, этот венок хранился в переднем углу избы.

Петрушечки господырёк!
Отгреби-тко свой роёк!
Отсыти ты нам сыты,
Жней за стол усади.
Жней за стол усади,
Пива-мёду поднеси!
Ты напой меня, жнею –
Я те песенку спою.

В конце застолья благодарили хозяина с хозяйкой за угощение:

Ай, спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
Ой лели, ой что лели,
За мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому,
Кто хозяин в дому!
Ой лели, ой что лели,
Ой что лелюшки мои!

Выше-выше ясный месяц
За всех облаков,
Лучше-лучше наш хозяин
За всех мужиков!

Он умеет, он умеет
Поле полевать,
Он умеет, он умеет
Жнеек чествовать.

В конце дня, прощаясь, исполняли последнюю песню:

Дожа́ли, до́жили,
Оспожинки встретили,
Коровая по́чали,
Толокна́ процве́дали,
Гостей угостили
Богу помолились!
Хлебушко, расти!
Времечко, лети, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!

На Покров последний сноп овсяной жнивы скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям – всем по горстке.

Во многих местах последний сноп сохраняется до Нового года.

Взаимопомощь – «выжанки»

Сельская взаимопомощь особенно проявляется в «выжанках» – помощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение… Женщины охотно идут на «выжанку», желая немного повеселиться в разгар полевых работ, а также обеспечить себе подобную помощь. О «выжанке» оповещается заранее, что у такого-то тогда-то будет «выжанка». Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя. При этом успех работы бывает настолько велик, что иные оставляют к «выжанке» добрую половину своей жатвы.

28 августа – Успение. Дожинки, обжинки, оспожинки, изображение №3
 

Когда возвращались с поля, входя в дом, говорили:

Жали-пожали,
Три пряди нажали,
Первая прядь – на еду,
Вторая прядь – на семена,
Третья прядь – про запас.

С Успением в народе связано много примет:

· Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения.
· До Успения пахать – лишнюю копну нажать.
· С Успенья солнце засыпается.
· Ласточки отлетают.
· На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.