29 августа – Третий Спас, ореховый - Республиканский Дом народного творчества и кино

Третий Спас, который отмечают 29 августа, имеет несколько названий.

Его называют «Спасом на полотне», «Спасом на холстах», «холщовым Спасом», а также попразднства Успения (Успение – 28 августа), что связано с окончанием лета.

Третий Спас – праздник Спаса Нерукотворного.

29 августа – Третий Спас, ореховый, изображение №1
 

Такое название возникло оттого, что в этот день церковь празднует перенесение в 944 году Нерукотворного образа Спасителя, куска ткани, на котором, по библейскому преданию, отпечатался Его Божественный Лик, из сирийского города Едессы в Константинополь.

С помощью Нерукотворного образа Спасителя получил желанное исцеление от проказы правитель города Едессе Авгарь. В честь этого события написана широко известная чудотворная икона «Спас Нерукотворный» древнерусского живописца Андрея Рублёва.

По православному народному календарю, в связи с этим в деревенском быту данный праздник отмечали торгом полотнами, холстами, в отдельных регионах начинались ярмарки, на которые привозили холсты.

Про спасы говорят: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают».

Третий Спас ещё называют ореховым – к этому дню поспевают орехи.

29 августа – Третий Спас, ореховый, изображение №2
 

Именно ореху народ посвятил очень интересные загадки.

· Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, а внутри сладко.
· Не гни меня, не ломай меня, а нагни меня или влезь на меня и нахрустайся.
· Есть на мне, есть во мне, нагни меня, ломи меня, сломишь – гладко, расколешь – сладко.
· Росло-повырасло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось.
· Горшочек маленький, опарочка сладенька, горшочек не разбить – и опарушку не добыть.
· Нет ни окон, ни дверей, посредине – архирей.
· Маленький мужичок – костяная шубка.
· В лесу на поляне стоит богач в зелёном кафтане.
· Росли-повыросли, с листьев повылезли, кончики закрутились, всем полюбились.

Третий Спас имеет ещё одно название – «хлебный»«Третий Спас хлеба припас», ведь к этому дню старались собрать урожай.

Хлебный Спас отмечался в семье крестьянина пирогами из нового хлеба. На Севере варили толокно, говорили о прошедшем и будущем урожае, так как крестьянину надо было в первую очередь заботиться о нём, о здоровье и благополучии своей семьи. Известной пословице говорится:

Третий Спас спросит у вас: «Вы жали или в холодке лежали?»

В день праздника свежевыпеченный хлеб и орехи несли в церковь для освящения, только затем разрешалось всё это есть.

29 августа – Третий Спас, ореховый, изображение №3
 

Время заготовки яблок

В одной девичьей песенке поётся: «Пречистая мешок потеряла, а Спас шёл – мешок нашёл».

Этим символическим мешком были погреба и чердаки, где сберегали свежие фрукты, а сорванные в это время считались особенно полезными и пригодными для хранения. Яблоки хранили до осенних и зимних праздников, чтобы в Рождество и на Новый год угостить и детей и гостей. А ещё считалось признаком особого благородства и трудолюбия, когда девушка, если к ней приходили колядовать, дарила парням яблоки. Её душевно благодарили: «Спасибо рукам работящим, что смогли вырастить, спасибо силе Пречистой за то, что в мешок натрусила, а тебе, Спас, за то, что берёг для нас

Традиционно в эти дни следили за характером погоды и примечали мельчайшие изменения, ведь земледелец полностью зависел от природы. Это постепенно сложилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно, то есть зима будет ранняя.

В это время уже собираются птичьи стаи, чтобы приготовиться к отлёту. Старшие обучают молодых перед нелёгкой дорогой. Если присмотреться в это время к аистам, можно наблюдать, как они, собравшись на скошенном поле, проводят своего рода «репетицию» перелёта. Каждая птица должна знать своё место в ключе, соблюдать соответственно порядок, а также уметь экономить свои силы.

Рядом с аистами непременно собираются соловьиные стаи. Старики по этому поводу поговаривали, будто эти малые пташки придерживаются аистов потому, что те указывают им путь в тёплые края. Если в пути, особенно перелетая через море, соловьи теряют силы, они садятся аистам на спину. Так это или нет, однако факт остаётся фактом – это соседство между аистами и соловьями действительно имеет место.

Любовь человека к братьям нашим меньшим нашла отражение во многих народных обрядах. Например, как ждали возвращения птиц весной и с какой радостью встречали – пекли специальное обрядовое печенье, так называемые «жаворонки», развешивали его на деревьях, давали детям, а те выбегали с ним в поле и звали птиц к себе на подворье. Были целые обряды встречи птиц…

Осенний отлёт птиц навеивал тоску – это предвещало окончание лета, а за ним приход надоедливых дождей и холодов. Утром и вечером теперь люди выходили во двор, чтобы услышать прощальный крик отлетающих стай и увидеть их на голубом небосклоне. Старики снимали шляпы, махали им вслед, желая счастливого пути и скорейшего возвращения домой.

29 августа – Третий Спас, ореховый, изображение №4
 

Эти и другие действа связаны с Третьим Спасом. Если в праздник видели в вечернем небе журавлиный ключ, то считали, что осень будет недолгой.

А ещё говорили: «Послеуспение пришло – солнце на осень пошло». Действительно, так оно и есть…

На примере праздников, посвящённых трём Спасам, мы видим, как разумно и мудро в старину сочетались труд и отдых. После тяжелого труда, когда нужно было вырастить и потом вовремя убрать урожай, наши предки умели славно повеселиться, и это веселье имело глубокий смысл (что характерно для традиционной народной культуры). Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал летом и осенью, – теперь и долгая зима была не страшна.

Наблюдение за природой, временами года было связано и с растительным миром. Многие растения были овеяны загадками, легендами и поверьями, связанными с их влиянием на человека. В тоже время придавали особое значение «общению» с окружающей природой, освоению её.

Пример из волшебного мира народного воображения:

Случается, грецкий орех не родит. Нужно в пасхальную пятницу взять топор и ударить по стволу обухом, приказывая «Если не будешь родить, то буду тобой пасху святить». В народе верили, что эти слова нужно повторить три раза и одновременно ударять обухом по ореху: он будет родить.