Режиссёр в цирке - Республиканский Дом народного творчества и кино

Режиссер в цирке ‒ постановщик цирковых спектаклей, программ, номеров.

В русском дореволюционном цирке функции режиссера обычно выполнял директор, антрепренер труппы: он формировал программу, устанавливал очередность номеров (номера артисты готовили сами). В советском цирке роль режиссера приобрела первостепенное значение. Делались попытки увязать разрозненные трюки в стройную, образно решенную композицию, подчиненную конкретной идее. В современном цирке артисты при подготовке нового номера редко обходятся без помощи режиссера. Трюковое и образное решение, костюмы, художественное и музыкальное оформление, композиция номера, расстановка эмоциональных акцентов ‒ результаты совместного творчества режиссера и актера.

Задача режиссера ‒ переложить литературный материал на язык циркового искусства с помощью средств цирковой выразительности. Режиссер ‒ также организатор представления, объединяющий разрозненные номера в стройную, композиционно завершенную программу (большая роль при этом отводится прологам и эпилогам).

Нередко бывает и так: в представлении участвуют технически очень сильные акробаты, гимнасты, жонглеры, наездники, и все же, когда представление оканчивается, оно оставляет у зрителей чувство неудовлетворенности. Причина этого в недостатке артистизма многих мастеров цирка и в слабости режиссерского решения иных номеров. Цирковое представление складывается из ряда номеров, и если их сочетание, их композиция требуют режиссерского решения, то и каждый отдельный номер также требует режиссерского подхода. Когда мы говорим о режиссуре цирковых номеров, то чаще всего подразумеваем композицию трюков или же тренерскую работу по подготовке новых трюков. Но режиссер должен быть также педагогом, помогающим решать и чисто актерские задачи: развивать актерское обаяние, фантазию, способность к перевоплощению.

Режиссёр в цирке, изображение №1
 

Второе режиссерское качество, ближайшим образом связанное с первым, это умение создать единство действия всего номера средствами актерского мастерства. В цирковом номере часто показывают различные упражнения, по своему характеру далекие одно от другого ‒ происходит демонстрация разрозненных технических достижений без заботы об их актерской подаче. А режиссер должен добиться такой подачи.

Режиссёр в цирке, изображение №2
 

Исполнители должны показывать увлеченность при переходе к всё более сложным упражнениям, как если бы актеры вели бессловесный, но явно ощущаемый нами диалог: «А ну попробуем сделать это, еще это, смелее, — мы победим!».

Режиссёр в цирке, изображение №3
 

Еще один вопрос, относящийся к цирковой режиссуре. Режиссеры работают с клоунами, создавая его маску, определяя линию его поведения, особенности внешнего облика. В номере обычно участвуют артисты, одетые в одинаковые костюмы, и если переводить их амплуа на театральный язык, то все они — герои, каждый из них стремится подчеркнуть свою силу, ловкость и смелость. Но раскрытия характерности артисты почти не добиваются. Комики в номерах участвуют редко, а когда они появляются, то это обычно буффонные маски. Но такие маски, как и всякий стандарт, не могут иметь успеха. Публика на опыте знает, что под обликом комедийного персонажа скрывается хорошо натренированное тело спортсмена, — значит, неожиданности в таком превращении нет. Разве невозможны поиски иного решения комического эффекта? С другой стороны, если все участники номера одинаковы по костюмам и манере поведения, то это стандартизирует номера, во всяком случае, относящиеся к одному жанру, лишает их многих интересных качеств, и прежде всего своеобразия. А что бы режиссерам подумать о поисках для каждого исполнителя характерности, хотя бы ограничивая ее самыми скромными рамками. Несомненно, это потребует дополнительных усилий от актеров, но в то же время обогатит номера.

Режиссёр в цирке, изображение №4
 

Режиссеры являются не только постановщиками, заботящимися о распределении трюков и пауз, но они также работают над образом и взаимоотношениями персонажей. Это, например, милые акробатические скетчи, построенные на изящном объяснении в любви двух молодых людей, которые и кокетничают, и любуются друг другом, и шутят, и чуть-чуть обижаются, раскрывая все это через серию акробатических упражнений. Акробатические или гимнастические номера с разговором, остроумными словесными шутками, короткими репризами очень оживляют программу. А если это номер с животными, например укротительницы хищников, она может быть и очаровательно кокетлива, женственна, лирична и в то же время строга.

Режиссёр в цирке, изображение №5